English
!

Доклады

Математика для студентов-гуманитариев. Цели и обратная связь

Фаркова Н.А.

Дипломатическая академия МИД России.119992, Москва, ул. Остоженка, 53/2, стр.1 Тел.: 8 (499) 246-18-44

Вновь обращаясь к вопросу преподавания математики студентам гуманитарных специальностей, мне хотелось бы переключить внимание с проблем неподготовленности аудитории к изучению математических курсов, предусмотренных программами, на то, как использовать эти 20 или 24 часа для снятия неприятия и страха перед математикой у большинства слушателей.

Прежде всего, ориентируясь на специфику Академии, где одно из главных направлений – иностранный язык и не один, делаем акцент на то, что математика - это тоже язык. Оживленно принимается предложение «для любого существует единственный», записанное тремя кванторами и последние устойчиво запоминаются. А более привычное состояние переводчика позволяет таким студентам справляться с задачами по математической логике, когда условия задач буквально переводятся на язык теории множеств или логики высказываний. После такого введения, когда у студента снят синдром жесткого неприятия математики, можно развивать эту тенденцию на разрушение стереотипов и шаблонов. Например, свойство коммутативности умножения - на простейших примерах умножения матриц. Когда с матрицами немного освоились, можно перейти к решению квадратного уравнения . После того, как выясняется, в чем вопрос - а большинство, как правило, не знает (не помнит), что такое решение уравнения, вводим комплексные числа. И решения предложенного уравнения находятся - не только мнимая единица, но еще и квадратная матрица второго порядка.

Так постепенно раздвигаются границы представлений о математических понятиях и методах. Приведу выдержку из письма студентки: «Этот курс позволил мне иначе взглянуть на математику: через статьи, которые Вы присылали, при прочтении материалов при подготовке презентации и , конечно, при решении некоторых задач.

Я вновь почувствовала увлеченность при попытках решать эти . Очень часто я забываю инструментарий математики, но тем увлекательнее снова и снова решать с Вами эти мини- примеры. Мне невообразимо страшно идти к Вам в субботу для показания самостоятельный знаний, я уверена, что буду тупить, мучительно вспоминать ответ, смотреть на пустую доску или лист бумаги, но спасибо за небольшое ощущение математической свободы, которую я смогла получить»

© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533