English
!

Архив публикаций

Тезисы

XXIII-ая конференция

Слияние московских школ: экономика vs образование

Бобкова И.А.

117418, г. Москва, Нахимовский просп., 47 к-та 909

1  стр. (принято к публикации)

В течение достаточно продолжительного времени министерство и региональные департаменты образования, различные комитеты и ведомства занимаются реформированием российского образования. Особенно активно этот процесс идет с середины 2000-х годов, ускоряясь с каждым годом после прихода новых глав Минобрнауки и Московского департамента образования. Был принят ряд федеральных и региональных законов, в т.ч. принципиальный для системы образования федеральный закон № 83-ФЗ об изменении статуса государственных (муниципальных) учреждений» от 08.05.2010 г., «Федеральный закон РФ об образовании» от 23.12.2012 и Постановление Правительства Москвы «О развитии общего образования в г. Москве» от 22.03.2011. В 2011/2012 учебном году началось активное слияние московских школ в крупные учебные комплексы. К 2015 г. эта модернизация затронула практически все школы г. Москвы, распространяется по другим регионам России. Сейчас в результате слияния из 1572 школ в Москве осталось 750 (и 69 вновь построенных). Главная заявленная цель этого объединения – повысить возможности школ для улучшения технической базы и предоставить всем школьникам равные возможности для обучения и развития. Главная реальная цель - сэкономить бюджетные деньги в условиях снижающегося финансирования школьного образования в абсолютном выражении и в процентах от ВВП. На принятие решения повлияла и проверка 2011 г., в результате которой было обнаружено, что при нормативе 63 тыс. руб. на 1 обучающегося реальные цифры варьировались от 50 тыс. до 100, причем даже в пределах одного округа.

Слияние школ проводится в три этапа: I – объединение формальное; II – объединение ресурсов и инфраструктуры; III – сокращение сотрудников и перераспределение учащихся по разным школам и классам. Слияние проходит болезненно, с письмами родителей, протестами школьных советов, митингами родителей и учителей. Мнения директоров также разделилось. Ведь в Москве есть примеры существования больших школ, таких как № 548 на 2000 человек, многопрофильный лицей № 1535, Школа Поиска Человека № 654 им. Фридмана. Их укрупнение началось задолго до реформы, и директора добились прекрасных результатов. Однако, скандалы, связанные с объединением школ не утихают. Разобраться в причинах и последствиях этого – актуальнейшая задача. В работе делается попытка обобщения первых результатов объединения школ и всестороннего, непредвзятого анализа этих результатов с разных точек зрения - экономической, образовательной, психологической.



© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533