English
!

Архив публикаций

Тезисы

XVIII-ая конференция

Как теоретически обосновать закон предложения?

Винокуров Е.Ф.

Центральный экономико-математический институт РАН, Россия, 117418, г. Москва, Нахимовский проспект, 47., Тел. +7 (495) 421 5430. E-mail: evinokurov@yandex.ru

1  стр. (принято к публикации)

Одним из первых понятий, с которыми знакомят тех, кто начинает изучать экономику, является кривая производственных возможностей (КПВ), иначе называемая кривой трансформации. Как известно, КПВ – это линия на графике, каждая точка которой соответствует объемам выпуска х и у каждого из двух рассматриваемых продуктов – соответственно Х и Y – за определённый период при полном и максимально эффективном использовании имеющихся в стране производственных ресурсов.

Форма КПВ отражает, пожалуй, первый из фундаментальных законов, рассматриваемых в курсе экономической теории, – закон возрастания альтернативной стоимости (альтернативных издержек).

В учебниках экономики закон предложения обычно объясняется просто исходя из здравого смысла. Между тем, обосновать этот закон можно именно на базе закона роста альтернативной стоимости.

Обратившись к КПВ, рассмотрим производную функции

у = f(x). (1)

участком графика которой она является.

–= – – это предельные издержки выпуска продукта, или предельная норма трансформации. Эту величину можно трактовать как обеспечивающую максимум прибыли производителя цену продукта X, выраженную в единицах товара Y.

В условиях хождения товарных денег, если продукт Y – это тот товар, который выбран в качестве всеобщего эквивалента (скажем, золото), предельную норму трансформации можно просто назвать ценой товара X . Тогда х – это величина рыночного предложения.

Это значит, что функция

(2)

является ничем иным, как функцией предложения.

В силу того, что при х>0 и у>0 вторая производная функции (1) отрицательна, (2) является возрастающей функцией.

Таким образом, для случая двух товаров, одним из которых являются товарные деньги, нами выведен закон рыночного предложения: при прочих равных условиях с ростом цены товара величина его предложения увеличивается.



© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533