Русский
!

Presentations

Сказка о жизни растений как эффективный подход к формированию основ биосферного мышления дошкольников

Потапова Т.В., Петрова Ю.В.1

Московский государственный университет имени М. В.Ломоносова, НИИ физико-химической биологии имени А.Н. Белозерского, отдел математических методов биологии. Россия, 119192, г. Москва, Воробьевы горы, МГУ, тел.: (495) 9395506, факс: (495) 93993181, e-mail: potapova@genebee.msu.ru

1Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 37», Россия, 119192, г. Москва, ул. Столетова, д.3 Тел.: (499) 739-35-21, Факс:(499)739-35-28, E-mail: 37@edu.mos.ru

Жизнь человека на планете Земля немыслима без зеленых растений. Именно они первыми улавливают энергию солнечных лучей, которые идут к Земле непрерывным потоком. Растения создают с помощью солнечной энергии пищу и кислород для животных и человека. Эту истину узнают на уроках в школе, но после школы не придают ей большого значения, погружаясь в мир искусственных вещей. Дети, взрослея и развиваясь, усваивают жизненные ценности по образцам поведения взрослых. Важно, чтобы до школы (не поздно и в начальной школе) ребенок смог пообщаться с взрослым человеком, который любит и уважает растения и понимает ценность их космической роли для нашей планеты. Привлечь внимание ребенка к богатству и разнообразию мира растений, к тому, что они живут интересной жизнью (при этом — молча и без суеты!), можно на прогулках по скверу, парку или лесу, можно — на дачном участке, можно завести дома фитомодуль (об этом сейчас много пишут в Интернете) ...Главное — ЗАХОТЕТЬ!

Удачной инновацией в этом направлении оказалась попытка донести до детей современные научные представления о космической роли зеленых растений, использовав форму сказки: бесед Бабушки Кислицы с любимой внучкой. Подготовленные Т.В. Потаповой текст, рисунки и фотографии были апробированы в старшей и подготовительной группах дошкольного отделения ГБОУ Школы № 37 г. Москвы. Занятия по этим материалам вызвали большой интерес у детей: они активно обсуждали удивительный мир растений, организмы, являющиеся основой нашей жизни на планете; как, каким образом и во что растения - «кладовые Солнца», способны улавливать и преобразовывать солнечный свет и почему. Обсуждали многообразие растительного мира, и каким образом растения могут состоять на службе человека. Педагоги, проводившие занятия, отметили, что в сказку заложен интересный познавательный материал, вызывающий у ребенка потребность к наблюдениям, любознательность, который заставляет присматриваться к окружающей природе, воздействует на чувства ребенка. В настоящее время книга «Сказки бабушки Кислицы» находится в печати.

© 2004 Designed by Lyceum of Informational Technologies №1533