Русский
!

Presentations

О системе работы с детьми с нарушениями когнитивных функций

Иванова Н.Н.

Научный сотрудник НИИ Развития ресурсов человека и социального здоровья общества, 109029, Россия, г. Москва, ул. Нижегородская, 32, стр.4, E-mail: nanik-dubna@list.ru; Московская область, г.Дубна, Международный университет "Дубна", ул. Университетская д.19.

Согласно Л.С.Выготскому [1] (в отличие от Ж.-Ж.Пиаже) фундаментальную роль в познавательной деятельности играет социальное взаимодействие, культура, также он делает большой акцент на роли языка в данном процессе.

Дети с ОНР (общим недоразвитием речи) в силу своих психических особенностей нуждаются в специальных обучающих программах, в особых формах организации работы с ними. Так в результате многолетней практики мы пришли к выводу, что без опоры на знаково-символическую деятельность формирование связной речи у этой категории лиц крайне затруднено, так как у них имеются системные нарушения в функционировании мозговых механизмов речевой деятельности, следствием чего является, в частности, замедленное формирование знаково-символической функции мышления. В данной ситуации детям с речевыми проблемами необходима квалифицированная помощь психолога, логопеда, работающих по специальной системе с использованием зоны ближайшего развития (Л.С. Выготский).

В основе авторской системы коррекционной работы по формированию познавательной деятельности детей лежат достижения в области психологии, дефектологии, когнитивной нейрологии, психолингвистики и т.п.[2].Система включает в себя обязательное использование специальных обучающих методик, структурированную подачу материала, использование знаков и символов, подсистему подсказок, выстраивание зрительного ряда, помощь в создании мыслеобразов, мультимедийные средства обучения, индивидуальные формы занятий, медикаментозное лечение.

Проверка эффективности использования данной системы стала темой нашего диссертационного исследования, проведённого на базе «Полис-лицея» г. Дубна Московской области в 2001- 2014 гг. В выборку вошло 60 детей с нормативным развитием, 60 детей с ОНР III-го уровня и 25 детей с ОНР II-го уровня (6–7 и 7–8 лет). Для анализа экспрессивной, импрессивной и связной речи детей применялась методика «Нейропсихологическая диагностика речевой патологии детей.

Контрольный эксперимент по повторному исследованию общего речевого профиля детей, участвовавших в начальном эксперименте, показал: работая по данной системе над связной речью, мы значительно улучшаем все компоненты речевого профиля старших дошкольников и младших школьников с разным уровнем речевого развития. Дети экспериментальных групп дошкольного возраста (6-7 лет) показывают значительно более высокие результаты успешности, чем дети контрольных групп. Особенно это заметно у дошкольников с ОНР III-го уровня. Отметим, что те дети, которые остались в своих группах успешности, по итогам контрольного эксперимента получили более высокие общие баллы по отношению к их сентябрьским результатам. Еще более выраженная динамика отмечается у младших школьников (7–8 лет).

Литература.

1. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. М.: Лабиринт, 1999. 352 с.

2. Ахутина, Т.В. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход / Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева Н.М. – СПб.: Питер, 2008. – 320 с.

© 2004 Designed by Lyceum of Informational Technologies №1533