Русский
!

Presentations

Основатель Российской топологической школы (Академик Павел Сергеевич Александров к 120-летию со дня рождения)

Морозова Е.А., Козлов К.Л.1

МГУ им. М.В.Ломоносова, механико-математический ф-т, каф. Высшей геометрии и топологии

1МГУ им. М.В.Ломоносова, механико-математический ф-т, каф. Общей топологии и геометрии, kkozlov@mech.math.msu.su

«Примерный распорядок дня в Комаровке был такой. Завтрак - в 8 - 9 часов. Умственная работа - с 9 до 2. Второй завтрак - около 2. Лыжный пробег или пешеходная прогулка - с 3 до 5. В период наиболее строгой организованности — предобеденный сон в течении 40 минут. Обед - в 5 - б часов. Потом - чтение, музыка, беседы на научные и общие темы. В самом конце - короткая вечерняя прогулка, особенно - в лунные зимние ночи. Сон - в 10 - 11 часов.»

«Научная работа не была равномерно развивавшимся в течение моей жизни непрерывным процессом: она осуществлялась несколькими бывшими в моей жизни большими подъемами, как бы пиками, между которыми лежали периоды по существу пассивные». По мнению Александрова, его основными работами были следующие. 1. Лето 1915 г. (мощность борелевских множеств и A-операция). 2. Май 1922 г. - август 1924 г. (основные работы по общей топологии). 3. Август 1925 г - весна 1928 г. (построения гомологической теории компактов). 4. Первое полугодие 1930 г. (гомологическая теория размерности). 5. Январь - май 1942 г. («казанская» работа в остром переживании войны). 6. Зима 1946 - 1947 гг. (теоремы двойственности незамкнутых множеств).

Дружба Павла Сергеевича с А. Н. Колмогоровым занимала в жизни обоих совершенно исключительное, неповторимое место. А.Н.Колмогоров: «...Он действительно был изумительнейший человек по богатству и широте его взглядов не только у нас, но и во всем мире. Его знание музыки, живописи, его душевное отношение к людям - необычны ...»

«Авторитет, сопровождающий испокон веков деятельность и звание ученого, вызван, с одной стороны, тем, что его деятельность направлена на искание истины как одной из высших целей, к которым стремится человек, а с другой - тем, что деятельность ученого неотделима от приобщения к этой истине других, прежде всего молодых людей.» Перечислить всех учеников Павла Сергеевича невозможно, среди них: А.Н.Тихонов, Л.А.Тумаркин, В.В.Немыцкий, А.Н.Черкасов, Н.Б.Веденисов, Л.С.Понтрягин, Ю.М.Смирнов, К.А.Ситников, О.В.Локуциевский, Е.Ф.Мищенко, А.В.Архангельский, Б.А.Пасынков, В.И.Пономарёв, Е.Г.Скляренко, А.А.Мальцев, В.В.Федорчук, В.И.Зайцев, Е.В.Щепин.

© 2004 Designed by Lyceum of Informational Technologies №1533