|
Conference publicationsProceedingsXII conference1. Common PartEd. Riznichenko G.Yu. В «Общий раздел» входят статьи, представляющие общий интерес, которые не могут быть от-несены к какому-либо специальному разделу нашего сборника. Раздел открывается статьей Г.Ю. Ризниченко, посвященной памяти крупнейшего российского ученого, педагога и организатора науки Сергея Павловича Курдюмова, который был идейным лидером синергетического направления российской науки, конференций «Математика. Компьютер. Образование» и всего научно-образовательного междисциплинарного движения в российской науке. Вторая статья — «Спасти и применить» Г.Г. Малинецкого, В.П. Майбороды, И.В. Кузнецова — посвящена анализу роли знаний в современном полном кризисов и катастроф мире и состояния науки и образования в современной России. Статья написана в острой полемической форме, высказываемые положения глубоко обоснованы. В работе О.Н. Губиной, Л.Н. Краснопольской, Т.С. Кубасо-вой описывается и приводятся фрагменты из архива Т.Г. Неводовской, в котором отражается героическая судьба и трагедия российской научной интеллигенции 20 века. Статья Ж.М. Раббота посвящена олимпиадному движению в России 20 века, которое сыграло огромную благотворную роль в формировании российской математической школы и всего научно-образовательного сообщества. Работа С.В. Яковлевой — это размышления педагога о судь-бе малокомплектной сельской школы. Русская глубинка всегда была источником талантов в России, а уровень сельского образования по существу определял культурный уровень нации. Проблемы сельской школы — это по большому счету проблемы выживания России как культурной нации. Последующие три статьи раздела посвящены воплощению идей синергетики и междисциплинарного знания в конкретных науках. Авторы всех трех статей неоднократно обращаются к основополагающим идеям С.П. Курдюмова о темпомирах, ре-жимах с обострением и др. Таковы статьи И.Ю. Винокурова «Суздальские встречи: Сергей Павлович Курдюмов. Идеи синер-гетики в аграрной науке», А.М. Тараненко «Нелинейно-синергетический закон обострения в временной эффективно-сти лечения», Е.М. Жеребкер, И.Э. Лежневой, Л.М. Царевой «Проблемы эндокринологической регуляции…». В статье А.С. Кузичева «Колмогоровские обоснования математики и образование» обосновывается необходимость теоретико-множественного подхода А.Н. Колмогорова к изучению математики в противовес общепринятому подходу Фреге, основанному на теореме Геделя. Статья Е.А. Солодовой, Ю.П.Антонова представляет редкий удачный пример конструктивного применения подходов и понятий синергетики к описанию процессов обучения, ключе-вым моментом которого является память и ее свойства. Раздел заканчивается статьей М.Н. Панкратовой, в которой анализируются глаголы излучения света в творчестве Ф.М. Достоевского, самым трагическим произведениям которого свойственно стремление к гармоническому и светлому, несмотря на мрачные стороны человеческой жизни. Анализируя роман «Братья Карамазовы» автор приводит слова Ф.М. Достоевского о том, что «даже будучи уверенным в не-равности борьбы, даже если борьба действительно неравная, можно победить…». Эти слова дают оптимистическую надежду на то, что наши усилия, направленные на сохранение российской науки и образования, не бесполезны. Все статьи раздела объединены активной позицией авторов, в своей научной и практической деятельности утверждающих идеи синергетики и гуманизма, идеи, которые столь страстно отстаивал всею своей жизнью Сергей Павлович Курдюмов. Authors : Contents
|