|
Conference publicationsAbstractsXX conferenceGender aspect of natural science educationThe Council of MSU Women, Lomonosov Moscow State University, Russia, 119991, Moscow, Leninskie Gory, MSU, А-1026 1 pp. (accepted)По данным Федеральной службы государственной статистики в экономике РФ заняты 49% женщин и 51% мужчин. В общей структуре занятости, в том числе в образовании и в науке, существует как вертикальная, так и горизонтальная гендерная асимметрия. Доля женщин среди руководителей органов власти и управления всех уровней составляет 40%. Среди всех специалистов высшего уровня квалификации женщин 62%, при этом в области естественных и технических наук 32%, биологических, с/x наук и здравоохранении 65%, в образовании 79%. Среди всех специалистов среднего уровня квалификации доля женщин составляет 67%, при этом в сфере образования и здравоохранения 93%, а в физических и инженерных направлениях деятельности 26% [1]. На структуру занятости женщин прямо влияют их уровень и тип образования, а также отсутствие профессиональной ориентации в школе. Девушек среди студентов высшей школы 56%, но их только четверть среди всех обучающихся в области IT. Доля аспиранток – 46%, но их только 28% в области физико-математических и 24% в области технических наук. Женщины составляют половину научно-педагогического коллектива МГУ, но из 40 факультетов только 3 гуманитарных факультета возглавляют женщины. Четвертая часть всех заведующих кафедрами – женщины, но это, в основном, гуманитарные кафедры. Среди профессоров МГУ 29% – женщины, их доля в физико-математических науках не превышает 5%, доля в других естественных науках составляет от 15% до 40%, их научные судьбы достойны уважения и служат примером молодым. Среди всех аспирантов, специализирующихся по техническим, физико-математическим, химическим, биологическим наукам и наукам о земле доля девушек составляет 18%, 28%, 40% и 60%. Традиционно меньше девушек учится на факультете вычислительной математики и кибернетики и физическом факультете (по 25%), и механико-математическом факультете (30%) [2]. Естественнонаучное образование теряет свою привлекательность для выпускниц школ. Мотивировать их постигать физику, математику, информатику может помочь гендерное образование в школе и в вузе, а также пропаганда женских успехов в этих сферах деятельности среди школьниц и студенток. Прошедшие в МГУ в 2010-2011 годах Всероссийские съезды учителей математики, информатики, физики и биологии, направленные на восстановление единства средней и высшей школы, один из успешных шагов на этом пути. Литература 1.Россия в цифрах. 2012: Крат.стат.сб./Росстат- M., 2012. - 573 с. 2.http://www.msu.ru
|