Русский

Conference publications

Abstracts

XVI conference

«Порядок в хаосе» как система обучения языкам в контексте синергетической парадигмы

Нуртазина М.Б.

Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева, Историко-филологический факультет, кафедра русской филологии, Казахстан, г. Астана, E-mail: maral0204@mail.ru

1 pp. (accepted)

Синергетика как новая парадигма вызывает изменения в способах постановки проблем и научного исследования, в используемых моделях, в целях и установках научного поиска. В синергетическом видении картины мира акцент падает на становление, когерентность, кооперативность элементов мира. В этом контексте рассмотрение системы обучения иностранным языкам представляется достаточно актуальным в свете стремительно разворачивающихся инновационных процессов современного этапа развития системы образования как фактора межкультурного диалога в условиях Республики Казахстан. Данная система ориентирована, прежде всего, на ее интеграцию в мировое образовательное пространство, а потому существенные изменения в педагогической теории и образовательной практике направлены на гармонизацию казахстанских и зарубежных образовательных программ (в том числе российских), развитие академической мобильности студентов казахстанских вузов и обеспечение конвертируемости отечественного высшего образования. В данных условиях значительно усиливается творческий характер образования, ключевой задачей которого является не только развитие у обучающихся таких качеств и способностей, которые позволили бы им осуществлять профессиональную и социальную деятельность в быстро изменяющихся социокультурных условиях, но и создание условий для самореализации и саморазвития личности. Поэтому основой педагогической деятельности преподавателя высшей школы становится использование педагогических технологий, способствующих творческому обучению и воспитанию студента, который будет строить свою жизнь путем самореализации и саморазвития, то есть по законам синергетики.

Система обучения языкам в этом ракурсе включает в себя подготовку подрастающего поколения к условиям реальной действительности, то есть к жизни в многонациональном обществе с поликультурными традициями, согласно идеям Болонской Конвенции. В таком случае педагогическая технология связана с внедрением в обучение иностранным языкам системного способа мышления, с разработкой систем обучения и реализацией идеи полной управляемости этой системой и, прежде всего, ее основного компонента - учебного процесса. Именно такая технология проектирует и осуществляет учебный процесс, который гарантирует достижение запланированных результатов. Важнейшими факторами такого гарантирования результата обучения являются четко поставленные цели, рациональное управление и оперативная обратная связь (при использовании компьютерных технологий). Это в высшей степени относится к синергетическому образованию и к образованию через синергетику, когда знания студентов не просто накладываются на структуры личности или, тем более, навязываются им. Это – образование, стимулирующее на собственные, может быть, еще не проявленные, скрытые, линии развития.

Итак, опираясь на мнение, что синергетика может служить основанием для принятия эффективных решений в условиях нестабильности, нелинейности и открытости будущего, можно констатировать, что использование синергетических составляющих требует переосмысления принципов процесса обучения иностранным языкам, которые способствуют определению того, как организуется и проходит обучение в учебном процессе, и обеспечению эффективной организации обучения иностранному языку. Методические принципы определяют системно-структурную организованность, функционирование, формирование инновационной иноязычной компетентности студента, а также выявляют деятельности педагога по организации таких процессов, в которых феномен сотворчества проявляется в возникновении своего рода межличностных отношений, создании взаимной творческой деятельности между преподавателем и студентами.



© 2004 Designed by Lyceum of Informational Technologies №1533