|
Conference publicationsAbstractsXVI conferenceФормирование компьютерной грамотности при изучении гуманитарных дисциплинСредняя общеобразовательная школа № 119, Украина, 49066, г. Днепропетровск, ул. Юных ленинцев, д.17-а 1 pp. (accepted)Систему концептуальных идей стратегии и основных направлений развития образования определяет Концепция общего среднего образования. Однако приоритет личностного развития ученика, провозглашенный на уровне государственной политики в области образования на практике, часто, далек от реализации. Преобладает внешняя заданность в целях, содержании, технологии обучения, что ведет к ослаблению внутренней мотивации учащихся, их творческий потенциал часто остается невостребованным, ослабевает желание учиться. Растет отчуждение не только ученика от образования, обусловленное несоответствием традиционных целей и форм обучения меняющимся жизненным потребностям учащихся, но и времени, проведенного в школе, от времени самой жизни. Особенно это актуально для школ в отдаленных рабочих районах большого города. Один из способов решения подобных проблем – организация внеурочной учебной деятельности. Программа клуба «Филармония для чайников» предусматривает знакомство с произведениями мировой музыкальной классики в совокупности с уже известными учащимся произведениями художественной литературы. Целью занятий является не только и не столько углубление и расширение литературной и музыкальной грамотности учащихся, сколько создание условий для саморазвития внутреннего мира человека, его креативных, когнитивных, организационно-деятельностных качеств при освоении внешних образовательных областей, упорядочивание интеллектуальной деятельности под воздействием классической музыки. Занятия проводятся в соответствии с принципами и с использованием форм и методов системы эвристического обучения, определяющих приоритетным способом получения знаний самостоятельное познание и формирование собственного знания. Особенностью проведения занятий является компьютерная поддержка и формирование компьютерной грамотности учащихся: создание электронных информационных дневников, учебных страниц, пособий, мультимедийных иллюстраций при планировании, подготовке и проведении занятий, самостоятельное пополнение носителей своими работами. Программа отработана с учащимися 10-11 классов, отрабатывается программа для учеников 5-го класса. Критериями эффективности служат мотивация учения, повышение уровня успешности не только на уроках русского языка, литературы, информатики, но и при изучении других учебных предметов, формирование основ музыкальной культуры, интерес к психологии человека, формирование навыков рефлексии. |