|
Conference publicationsAbstractsXVI conferenceИнформационный обмен как средство адаптации первокурсников к процессу обучения в вузеrengoli@yandex.ru 11plysunova@gmail.com Первые шаги обучения в вузе дают широкие возможности для установления взаимопонимания между преподавателем и студентами, обеспечивают рефлексию перехода на новый жизненный этап взросления. От преподавателя зависит состояние духовной культуры обучаемого. Информационный обмен может рассматриваться как сообщение определенного объема учебной информации обучаемым, восприятие и переработка полученной информации студентами, понимание и усвоение информации, ее накопление, систематизация и затем воспроизведение, которое контролируется и корректируется преподавателем. Безусловно, такой обмен учебной информацией необходим для подготовки специалиста. Но одной из функций преподавателя вуза является перманентная воспитательная составляющая. Полагаем, что преподавателям нельзя упускать возможность выявления и в некоторой степени коррекции информации, которой владеют студенты. Одним из видов информационного обмена может являться анкетирование с последующим обсуждением определенных блоков информации. В опросе, проведенном в начале текущего года, участвовали 56 случайно отобранных первокурсников. В ходе анкетирования выяснилось, что 27% будущих инженеров не имеют представления об И.В. Курчатове (двое опрошенных предположили, что он – писатель или певец), в качестве страны проживания И.В. Курчатова называли Россию, Беларусь, США. Четыре студента считают, что И.В. Курчатов жив и сейчас, один полагает, что ученый и сейчас преподает в МГУ. Практически никто из первокурсников не смог сказать, чем прославились П.Л. Чебышев, А.М. Ляпунов, А.Н. Колмогоров, несмотря на то, что имена последних двух ученых связаны с нашим краем. Полученные результаты позволяют откорректировать воспитательную деятельность преподавателя высшей школы. Популяризация науки преподавателем не только способствует повышению интереса к изучаемому предмету, но и способствует пополнению духовных ценностей обучаемого. Считаем необходимым включение в канву учебных занятий данные по истории науки, моменты, характеризующие глубину личности того или иного ученого. Данные анкетирования позволили определить тематику турнира по истории науки с элементами диспута (в докладе говорится о методике его организации на основе данных анкетирования, полученных по двум вузам). В ходе таких встреч в процессе информационного обмена естественным образом происходит переосмысление культурных ценностей. Студенты сами для себя открывают новых кумиров, расширяют представления о возможностях творческой личности. |