|
Conference publicationsAbstractsXVI conferenceФормы контроля знаний с точки зрения компетентностного подхода к обучению математике в вузеМосковский автомобильно-дорожный институт (Государственный технический университет) Россия, Москва, 125319, Ленинградский проспект, д. 64, кафедра высшей математики, тел. (495)155-03-26, e-mail: posicelskaja@yandex.ru 1 pp. (accepted)Распространение в современном обществе прагматического отношения к образованию выдвигает на первый план задачу формирования комплексных умений и специальных навыков, которые, составляют основу понятия компетентности [1]. Рассмотрим распространённые в настоящее время формы контроля знаний в вузе с точки зрения их соответствия компетентностному подходу. Мы обсудим централизованное интернет-тестирование, традиционный устный экзамен, письменный экзамен, и экзамен в виде письменного теста с выбором ответа и его обоснованием. Для оценки контрольного мероприятия имеет значение не только содержание вопросов и задач, но и порядок проведения мероприятия: временной регламент, возможность пользоваться справочной литературой, интернетом, техническими и программными средствами для выполнения расчётов. Тесты, используемые для централизованного тестирования, проверяют остаточные знания по большому количеству тем (дидактических единиц). Вопросы в этих тестах являются слишком поверхностными (основные определения и простейшие свойства объектов), чтобы можно было говорить о проверке компетенций, хотя нестандартность формулировок делает уровень контроля выше уровня простого воспроизведения. В настоящее время во многих вузах традиционный устный экзамен заменен письменным, обладающим целым рядом преимуществ [2], среди которых четкость и объективность критериев оценки; создание для экзаменующихся одинаковых условий. Для эффективности письменного экзамена необходимо, чтобы постановки вопросов и задач исключали ответы в виде цитат из учебника. В этом случае возникает возможность не только снять ограничения на использование справочников и технических средств во время экзамена, но и включить в число проверяемых на экзамене компетенций умение пользоваться источниками информации и математическими пакетами. Перспективным форматом экзамена является тест с выбором и обоснованием ответов. Он сочетает достоинства тестирования (объективность, удобство проверки) и письменного экзамена; требование обоснования ответов расширяет возможности применения этого экзамена для проверки знаний и компетенций.
Литература. 1. Зеер Э. Ф. Компетентностный подход к образованию. http://www.urorao.ru/konf2005.php?mode=&exmod=zeer 2. Посицельская Л.Н., Злобина С.В. О принципах модернизации математических курсов и форм контроля знаний в вузе. Труды III Международной конференции женщин-математиков. − Н.Новгород, 1996. Стр. 291-301. |