Русский

Conference publications

Abstracts

XVI conference

Формирование химического мышления

Прохоренкова Е.Н.

170043 г.Тверь, б/р Гусева, д.12, кв.56

1 pp. (accepted)

Сегодня необходимо развивать научные исследования, направлять на изучение того, как согласовать законы, управляющие развитием общества, с законами природы. Чем более научно будет выверена эта стратегия, тем безболезненнее будут неизбежные кризисы. Именно научно-образовательная система должна стать одним из самых приоритетных механизмов выхода из кризиса, но не в своем традиционном современном виде, а в преобразованном.

Необходима качественно осознанное развитие обучающегося. В центре такого образования на данном этапе должны изучаться:

1.Механизмы и условия, обеспечивающие переход от неосознаваемой деятельности учащихся к осознаваемой. При этом осознание означает не степень сознательности, а иное направление деятельности сознания;

2.Важно научить ученика осознавать происходящее в его сознании процессы и умственные операции, направлять свой мышление, используя возможности урока, в том числе и урока химии;

3.Предметом методологического анализа могут и должны быть не только понятия, связанные с химическими соединениями и процессами (или частными понятиями других наук), но и процессы химического мышления, закономерности самой познавательной деятельности.

Однако широко вопрос о формировании химического мышления практически не рассматривается в современной науке. Хотя некоторые аналогичные подходы к обучению химии встречаются в работах А.М. Бутлерова, Д.И. Менделеева. Среди современных ученых, хотелось бы отметить работу Ю.А. Жданова «Очерки методологии химии».

Таким образом, возникновение научной проблемы приводит к поискам ее решения и определяет актуальность. В работе устанавливаются некоторые связи и механизмы формирования химического мышления с помощью комплексного (синергетического) и личностно-ориентированного подходов. Затрагивается не только собственно естественно-научные проблемы, но и гуманитарные, так как ведущей тенденцией развития современной цивилизации становится интеграционные процессы, которые в корне преобразуют промышленное и сельскохозяйственное производство. И совершенно естественно, что новому более высокому уровню техники и технологии производства должна соответствовать новая, более высокая ступень человеческого общества и самого Человека в их взаимодействии с Природой.

Возникает задача гармоничного, целостного развития материальных и духовных сил человека. А путь к ее решению – не дифференциация, т.е. не разъединение технических, гуманитарных, естественнонаучных знаний, а их объединение.

Современной и отличительной чертой данной работы является результат не только исследовательской, но и педагогической деятельности.



© 2004 Designed by Lyceum of Informational Technologies №1533