|
Conference publicationsAbstractsXVI conferenceФакультативный курс по криптогамным и семенным растениям в Полярно-альпийском ботаническом саду-интитутеПолярно-альпийский ботанический сад-институт КНЦ РАН, Россия, 184256, г. Кировск Мурманская обл., Ботанический сад, (81531)52742, borovichev@yandex.ru 1 pp. (accepted)В самом северном ботаническом саду России – Полярно-альпийском ботаническом саду-институте (ПАБСИ), в течении многих лет, успешно изучаются такие группы растений как лишайники и мохообразные (Константинова, Костина, 2005; Белкина и др., 2005). С 2007 сотрудниками сада ведется разработка и внедрение учебных программ для учащихся общеобразовательных школ и гимназий (Советова и др., 2007). В данной работе обсуждается введение факультативного курса «Криптогамные и семенные растения Мурманского края» предназначенного для занятий с учащимися 6-9 классовеа базе ботанического сада, во внеурочное время. Цель курса - раскрыть многогранность и неповторимость природы Кольского Севера, привить интерес к ней и пробудить мотивацию к охране окружающего нас мира растений. Программа включает в себя как теоретические, так и практические занятия. Продолжительность каждого занятия - 2 академических часа. Общий курс программы составляет 40 часов. Он построен таким образом, что сначала школьники изучают теоретический материал, и только после этого выполняют практические задания и совершают экскурсии в природу. По окончании курса проводится итоговое занятие, в ходе которого проверяются и обобщаются полученные учащимися знания. Это занятие мы рекомендуем провести в виде ролевой игры «Путешествие в страну Ботанику». Предлагаемый курс рассчитан на подготовленных учащихся, и не в коем случае не дублирует школьные учебники. а углубляет и расширяет знания школьников. При изучении разнообразия растительного мира Кольского Севера большое внимание уделяется систематике растений, морфологическим и экологическим особенностям видов, охране видов и сообществ, взаимосвязи живой природы, неразрывной связи каждого человека с окружающей его средой. В ходе курса вводятся новые понятия такие, как “криптогамные растения”, “фитоценоз”, “эпиксил”, “эпифит”, “флора”, “растительность” и другие. Таким образом, на факультативных занятиях учащиеся смогут расширить свой кругозор, приобрести навыки исследовательской работы, научиться любить и беречь окружающую их природу. Разработанный в ботаническом саду факультативный курс можно рекомендовать для проведения в регионах, где представлены лесные, лесотундровые и тундровые типы растительности.
Литература 1. Советова М.П., Митина Е.Г., Гонтарь О.Б., Жиров В.К. Урок в ботаническом саду // Геосферно-биосферные взаимодействия, биоразнообразие и состояние биосистем в высоких широтах: сборник докладов молодежной научной конференции – Апатиты: Изд-во «К&М», 2007. стр. 48-52 2. Белкина О.А., Константинова Н.А., Королева Н.Е., Костина В.А., Урбанавичене И.Н. Ботанические экскурсии по Хибинским и Ловозерским горам. Кировск, 2005. 120 стр. 3. Константинова Н.А., Костина В.А. Изучение флоры Мурманской области (1980-2005) // Формирование основ современной стратегии природопользования в Евро-Арктическом регионе. Апатиты, 2005. С. 79-86. |